1. Главная
  2. Самооценка в мыслях и действиях. Что с ней делать?

Самооценка в мыслях и действиях. Что с ней делать?

Автор статьи: Отображаемое имя
Самооценка в мыслях и действиях. Что с ней делать?

Самооценка — это то, как я сам себя оцениваю.

Вопрос: как Вы себя оцениваете? Как Вы видите сами себя? Какой/какая Вы?

Подумайте пару минут.

Вероятно, в Вашем ответе было много оценочных суждений и характеристик, «рассказывающих» о том, что Вы за человек.

Но откуда берутся все эти идеи и оценки? Уж точно с данным набором знаний о себе Вы не родились.

Начиная с раннего детства, все мы слышим разнообразные истории о себе: от родных и близких, от воспитателей и учителей, от знакомых и друзей — кто мы, какие мы, что мы можем и чего не можем, в чем мы хороши, а в чем нет, какие наши качества желанны и приемлемы, а какие лучше спрятать подальше и никому не показывать. И так далее.

Самооценка в мыслях и действиях Что с ней делать

На основании этих услышанных историй, складывалось мнение Вас-Ребенка о себе. Ведь тяжело жить в этом огромном мире и не осознавать, «а кто я, вообще, такой?»

Все эти присвоенные, как факт, но по сути своей — субъективные суждения, были опорой в понимании себя. Необходимой и крайне важной. Человек не может существовать, не имея базового представления о себе, поэтому психика ищет, на что опираться.

В дальнейшем появляются дополнительные новые истории, которые мы также составляем о себе и крепко держимся за них.

Заметьте, речь идёт об абстрактных оценках и самоисториях, без делёжки их на условно «положительные» и «отрицательные». Соответственно, мы не говорим о заниженной или завышенной самооценке. Важнее не то, что мы думаем о себе. Важнее, полезны для нас эти мысли или нет и к каким действиям они нас побуждают. Поэтому дело тут не в повышении самооценки, а в качественно ином подходе — об этом далее.

Так вот. Сложности начинаются там, где мы, будучи уже взрослыми людьми, продолжаем видеть себя сквозь призму давно укоренившихся взглядов и представлений, вне зависимости от того, насколько они полезны в каждой конкретной ситуации, и действовать в соответствии с ними.

Рассмотрим на примере: девушка думает, что у нее «сложный характер» (периодически ей так говорили родители), что непременно будет приводить к проблемам в отношениях, и отсюда же: «ну и кому я такая нужна, лучше даже не пытаться». Уточняем контекст: отношения ей интересны, есть потребность в них; на данный момент есть знакомый парень, который нравится и проявляет свою симпатию; это может быть взаимно; следовательно, есть возможность вступить в отношения с ним. Но… снова лезут в голову все те оценки и убеждения о себе, девушка полагается на них и бездействует/ дистанцируется от парня.

Другой пример: молодой человек думает, что он «везунчик»; не готовится к предстоящим в вузе экзаменам из-за идеи «мне точно повезёт, сдам как-нибудь». Уточняем контекст: он учится там, где мечтал, и для него по-настоящему важно получение диплома. Но эта вера в суждение о себе («я везунчик») препятствует эффективным действиям, приближающим к цели — таким как, например, подготовка к экзаменам (повторить лекции, почитать, поучить).

В обоих случаях присвоенные ярлыки/оценки играют не в пользу их владельцев и не приближают к желаемому.

Именно поэтому мне близок следующий подход в вопросах самооценки:

1. Развиваем психологическую гибкость, в противовес слиянию с оценками.

Здесь речь идёт об осознанности и возможности выбирать: как мне, в актуальном контексте, полезнее? Положиться на эту оценку себя и действовать, исходя из нее, или не полагаться и «делать действия», которые вероятнее приблизят меня к моим целям/ценностям? (Слияние с оценками иллюстрируют примеры выше)

2. Важно стремиться к адекватному оцениванию себя и знать сильные/ слабые стороны, зоны роста — чтобы наиболее продуктивным образом применять данную информацию в жизни.

Для этого нужно как следует познакомиться с собой настоящим — без фильтров чужого мнения, идеализации/ обесценивания, самокритики.

3. Построение здоровых, поддерживающих самоотношений.

Здесь — об умении проявить к себе сострадание и поддержать себя, когда что-то пошло не так. Быть себе другом, а не ставящим подножки врагом. С уважением относиться к своему разному опыту и не отворачиваться от себя, особенно, когда Вы остро нуждаетесь в добром отношении.

Построение здоровых отношений с собой — это процесс не про самоедство, критику, мотивацию «пинками» и поиск недостатков. Напротив — он про бережное отношение к себе и стремление сделать свою жизнь качественно лучше там, где это возможно.

  • Поделиться: