1. Главная
  2. Роль теории привязанности в семейной терапии

Роль теории привязанности в семейной терапии

Автор статьи: Отображаемое имя
Роль теории привязанности в семейной терапии

В семейной психотерапии и консультировании пар изучаются стили привязанности обоих партнеров. Как правило, это ценная информация для консультанта. Зачем терапевту знать о детском опыте каждого и как это может помочь двум взрослым людям решать актуальные проблемы в отношениях?

Современные исследования говорят о том, что такие важные навыки как эмпатия, саморегуляция эмоциональной сферы, способность к адаптации будут формироваться под влиянием стиля привязанности.

Появившись на свет, детям жизненно важно получать заботу и безопасную обстановке вокруг. Родоначальник теории привязанности Джон Боулби развил свою теорию, говорящую о том, что потребность устанавливать эмоциональную связь с выполняющими родительские обязанности фигурами после рождения и характер этой связи будет в течении всей жизни напрямую влиять на поиск фигуры и формирование отношения с ней. Другими словами, стиль привязанности, выученный в раннем детстве, вероятнее всего сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Исходя из типологии Мери Эйнсворт, формирование надежного или ненадежного (тревожного, избегающего и дезорганизованного) стилей привязанности будет результатом той обратной связи, которую получил ребенок.

Развитие надежного стиля привязанности будет определяться наличием в детском опыте положительной обратной связью от родительской фигуры. Как правило, родители доступны для ребенка и отзывчивы к потребностям, ребенок значим, им интересуются, о нем заботятся. В результате человек, вырастая, сможет поддерживать не только близость в отношениях, но и быть автономной личностью. Мир вокруг него безопасен, предсказуем, другим можно доверять. В парах, при наличии у обоих партнеров надежного стиля привязанности чаще всего можно увидеть крепкий союз, где присутствуют чувства безопасности и доверия друг к другу.

Развитие ненадежных стилей привязанности связанно с детским опытом, где не всегда присутствует или отсутствует вообще вовлеченность в эмоциональные и физиологические потребности ребенка. Родительская фигура может быть не доступна.

При тревожном стиле привязанности ребенок сталкивается с пренебрежением к его желаниям и не всегда понимает, будет ли отклик на его нужды. Таким образом, по мере взросления, формируется страх быть оставленными. Контроль и настороженность могут выливаться в агрессию, если человек посчитает, что существует угроза отношениям. Но страх не деморализует в построении отношений, а скорее наоборот, заставляет постоянно искать «слияния» с другими.

При избегающем стиле привязанности ребенок сталкивается с отвержением и игнорированием. Происходит формирование убеждения, что «близость — это опасно», «я должен рассчитывать только на себя». Взрослея, человек предпочитает быть независимым и настороженным с другими. Держать дистанцию в отношениях. При возникновении эмоциональной близости или острой потребности в ком-то может рождаться дискомфорт и желание избежать контакта. В страхе быть оставленным, человек выбирает стратегию капитуляции, чтобы миновать возможное отвержение.

Дезорганизующий стиль привязанности считается самым сложным типом привязанности, поскольку в детском опыте могут присутствовать факты насилия или другие психологические травмы. Таким детям с раннего возраста сложно понимать свои потребности, желания. Одновременно дети могут демонстрировать поиск одобрения и настороженность к родительской фигуре.  Вырастая, часто человек сталкивается с непониманием своих эмоций- их может быть чрезмерно много или они могут отсутствовать вообще. Так же на протяжении жизни может присутствовать агрессивное и аутоагрессивное поведение.

В парах, при наличии у обоих партнеров ненадежных стилей привязанности можно увидеть хронические сложности в построении отношений — нарушенную коммуникацию; затяжные конфликты, не находящие решения; психологическое и физическое насилие; субъективное переживание несчастья обоих.

Мы не выбираем стиль привязанности. Он формируется в виду контекста и обстоятельств нашего детстве, а также ввиду индивидуальных биологических особенностей каждого из нас. Однако, с помощью эмоционально фокусированной проработки стиль привязанности и модель поведения внутри пары можно изменить, что может помочь обоим партнерам чувствовать безопасность, доверие и стабильность внутри отношений.

С уважением к читателям, Мальщукова Яна

  • Поделиться:

Оставьте свой комментарий