1. Главная
  2. Нецензурная лексика в психотерапии

Нецензурная лексика в психотерапии

Автор статьи: Сергей Сигаев
Нецензурная лексика в психотерапии

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30) (апостол Павел в Послании к Ефесянам)

***********************************************

 

Людей привлекает в психологе красота речи, умение говорить красиво – не зря кто-то сказал, что умение излагать свои мысли (а я бы добавил – и чувства!) – это качество королей! Но почему же человеку иногда в жизни или в терапии хочется грязно высказаться? С другой стороны, в наше время вседозволенности люди делают все, что хотят: когда я преподавал в университете, то мимо меня проходили студенты и студентки, шедшие на учебу, и между ними очень весьма непринужденно высказывается ненормативная лексика, много людей делает себе тату, проводит сексуальные эксперименты, потому что их разрешило ВОЗ и ООН и многое другое. Это я к тому, что в наше время у многих людей сбит морально-нравственный компас так, что они даже не знают об этом.

Однако, в Православии сквернословие считается смертным грехом и на мытарствах, когда человек умер, а его душа проходит своеобразные пункты досмотра темных сил, жестко спрашивают за грех языка. У бесов есть свитки, где записано где, когда и как человек выражался непристойно. Это там называется «осквернился». Если не было раскаяния за грех языка, то бесы забирают душу к себе. Т.е. сквернословие означает порабощение злыми силами. В этом сакральная сущность греха нецензурных выражений. Я думаю, что каждый, кто ругается / или говорит матом, чувствует после высказываний неприятный осадок в груди? Вот, это сухой остаток в душе от мата.

Правда, есть такие места, где без такой лексики, фактически никак не обойтись, потому что она является там культурной нормой: стройка, война, зона. Но условия жизни – это одно, другое – как человек проживает их! Что он разрешает себе. Зачем же мы говорим матерные слова? В основном, чтобы выразить негативные чувства, хотя и любые чувства тоже. Вербализация чувств очень важна, как и их осознание ,потому что это приводит нас к самопознанию и осознанности.

Теперь обратимся к психотерапии: психологи нацелены на выражение чувств своих клиентов и поощряют этот процесс, а клиенты понимают, что получают разрешение и на нецензурную лексику тоже. Потому что в этом их привычный способ вербализации и осознания своих чувств и эмоций. Очень удобно, что через несколько слов можно выразить весь спектр своих состояний и чувств. Главное, чтобы клиент пришел к инсайту, смог разморозиться и у него пошел процесс.

Но, как я замечаю, в этом плане люди легко переходят рамки дозволенного, как бы, не замечая сакральной сущности слова. И происходит духовное осквернение души человека от такой лексики. И чтобы исцелиться и очиститься от нее, нужна уже отдельная терапия. Пример из параллельной области: как Высоцкому врач помогал бросить пить. Чтобы облегчить ему абстинентный синдром, врач давал ему специальные наркотические таблетки. И у певца развилась зависимость от них. Получая разрешение на мат на сессиях, у клиента поддерживается дисфункциональное убеждение: «Мат – это нормально».

О связи алкоголя и нецензурной лексики тоже можно говорить, как о самоподдерживающихся паттернах поведения.

Таким образом, я уверен, что сама по себе ненормативная лексика – есть симптом невроза и должна подвергаться лечению также, как навязчивые мысли, суицидальные намерения и другие симптомы психических расстройств.

Рассмотрение сакральной сущности мата не будет полным, если не осознать содержательную сторону этих выражений, которая посвящена:

 

  • инцесту с матерью
  • гомосексуальным действиям
  • оральному и анальному сексу
  • половым органам
  • распутному сексуальному поведению, промискуитету

Таким образом, мат является, своего рода, инструментом для преодоления сексуальных табу и полностью сексуализирован. И когда человек матерится, он в воображении преодолевает эти сексуальные запреты и осуществляет эти непотребные греховные действия и поступки, оскверняясь на тонком уровне. Т.е. изначально чистая энергия, направленная на продолжение Рода, оскверняется и загоняется в землю.

 

По направленности мат разделить на:

 

  • ситуативный, направленный на некую ситуацию, акцентирующую внимание матерщинника
  • личностный, когда мат направлен на некое лицо

    Логично было бы продолжить список направленностью на самого себя, но исходя из наблюдений, мат обычно не направляется на себя, а благодаря защитным механизмам Эго перенаправляется на ситуацию или другую личность.

Хотя некоторые психологи пиарятся за счет мата, например, Вероника Степанова (и не она одна, конечно!). Конечно, людям интересно посмотреть работу такой умной, компетентной и красивой женщины, которая позволяет себе такую лексику. А что такого? Это – мой творческий стиль, наверно, считает она. Однако, мое мнение в том, что она этим подходом неосознанно развращает свою миллионную аудиторию, вводит пресуппозицию о том, что так можно себя выражать. Ведь все дозволено!

 

Мнение о том, что ненормативная лексика – это симптом невроза, такая же, как и тяга к сладкому, придерживается также и известный психолог по психосоматике с творческим псевдонимом Антон Антонов. Хотя и у него бывает работа на ненормативной лексике. Значит, не все так однозначно.

Не все так однозначно в вопросе мата и у меня лично. Например, мне хочется грязно выразиться, когда что-нибудь вдруг идет не так, как надо: падает какой-то предмет, внезапно понимаю, что где-то оставил свой телефон или случилось что-то плохое. Если же матерное выражение все же слетает с языка, что делать?

Предлагаю относиться к нему, как к результату негативного социального научения. Прежде всего, мат был в семье: папа приходил со своей стройки в раздраженном состоянии и не подбирал выражения. Но основной урок ненормативной лексики я получил на армейской службе, где также научился курить. Такое было мое негативное социальное научение, оно позволяло мне, юноше из Москвы, хоть как-то стать своим в армейской среде. Таким образом, я получал сильные вторичные выгоды. А первичные выгоды заключались в эмоциональной разрядке в процессе лексики, в удовлетворении от негативного возбуждения от мата.

Но за такое научение мне пришлось дорого заплатить, потому что бросить курить я смог только к 36 годам, а ненормативная лексика нет-нет, да и даст себя знать, когда заденет за живое. Но я работаю над собой как психолог через технику, которую привожу ниже, и исповедаю грех сквернословия на исповеди.

Дорогие друзья, я не стремлюсь занять моралистскую позицию хорошего мальчика, говорящего только правильные слова и ласкательные суффиксы! Но чистота языка помогает человеку чувствовать себя лучше и идти по пути осознанности. И, конечно же, для каждого человека – это вопрос личного выбора, выражаться или нет.

В конце поста я предлагаю протокол избавления от нецензурной лексики!

 

  • Осознание проблемы мата в речи и желание от него избавиться, зачем ты это хочешь? Найти смысл в красивой речи
  • Когда произошло негативное социальное научение, первичные и вторичные выгоды. Проработка этой ситуации, всего того, что там было. Там может быть психотравма, ее нужно проработать.
  • В каких стрессовых ситуациях человек использует матерную речь сейчас? Что ему это дает? Что ощущает в душе/теле потом?
  • Тренировка выражения своих чувств без ненормативной лексики, получать удовлетворение от принятия своих чувств как они есть. Найти естественные слова от души. Тренировки проигрывания типичных стрессовых ситуаций для клиента. Домашка: ведение дневника поведения в стрессовых ситуациях.
  • Закрепление навыка позитивного научения в речи в стрессовых жизненных ситуациях. Жизнь будет испытывать человека на прочность его выбора.

Другое направление работы с нецензурной лексикой у клиентов терапии может заключаться в провокативном и парадоксальном подходе Френка Фаррелли, но об этом в следующем посте!

 

Желаю всем чистоты языка!

Спасибо за внимание!)

  • Поделиться: