1. Главная
  2. А-В-С. Введение в “азбуку мышления”.

А-В-С. Введение в “азбуку мышления”.

Автор статьи: Ренат Миргалимов
А-В-С. Введение в “азбуку мышления”.

А В С Введение в азбуку мышления

Один из основных постулатов когнитивной терапии звучит так: «Расстраивают человека не факты и события, а то, как он на них смотрит». Вам, наверное, приходилось слышать в обиходе аналог этой фразы «Мир такой, каким мы его видим (или «…какой ты сам», «…каким ты его хочешь видеть»).

Но часто мы забываем об этом и стремимся в причинно-следственной связи отдать стопроцентное главенство событию, которое с нами случается: «сегодня плохая погода, поэтому у меня нет настроения», «начальник изверг, поэтому мне тяжело на работе», «кофеаппарат не дал мне сдачу, поэтому я злой». Конечно, в то же время надо отдать должное этим событиям-триггерам (А – в формуле ABC), активирующим наши реакции в виде переживаемых нами чувств и наших поступков (C – в формуле АВС), без них дело не обходится, это жизнь и события, которые нам «не нравятся», будут периодически происходить, хотите мы этого или нет. Разговор о том, что не стоит отдавать им 100% влияния на нас. Главенствующую роль в событии играет наша система убеждений (В – в формуле АВС) – это, то, что мы думаем о случившемся событии, как трактуем его, какие жесткие убеждения (требования) уже имеем на момент случившегося события. Жесткие убеждения сформированы ранее в аналогичных ситуациях, часто в детстве. Выработаны либо лично нами, пережив определенный опыт, либо усвоены нами извне – когда многократно проговаривалось какое-то утверждение в виде правила «на все случаи жизни» («учись хорошо, иначе будешь дворником»): родителями и значимыми людьми в большей степени, либо обществом – в меньшей степени. Но наш мозг в вопросе причинно-следственных связей склонен идти по легкому пути, упираясь как «баран рогами» в формулу [А – С], то есть мы полагаем, что нет никакого [B] – того, что мы думаем об этой ситуации, о себе в ней, о других людях. И часто мы, живя по формуле [А – С] видим проблемы во внешних событиях, переводя это в жесткие убеждения: «государство плохое», «мир жесток», «люди плохие», «соседи виноваты, что подъезд грязный», и прочие убеждения в рамках «философии жертвы обстоятельств». Да, как адекватный вариант решения проблемы, мы можем менять [А] – активирующие события: не нравится подъезд, город, страна – переезжаем; окружают «плохие» люди – формируем то окружение, какое нам нравится – часто и часто без этих мер не обойтись. Проблема возникает тогда, когда мы перестаем объективно принимать те ситуации, на которые не можем повлиять (да, таких ситуаций в жизни может быть много) и тогда начинаем страдать; или другой вариант, когда в ситуации есть решение, только нужно приложить усилия и что-то изменить, но к этому шагу «что-то изменить» нам не дает подступиться наше резко-критическое жесткое восприятие [B] («это не должно было случиться», «я этого не вынесу», «должно быть легко, по-моему, как я хочу», «у меня не получилось – значит, я неудачник») «неприятного» события [А] – и опять мы страдаем. Вот и получается, что когда наш «загрязненный фильтр» внутреннего восприятия выдает такие выбивающие из колеи установки, мы либо всё бросаем и придумываем оправдание нашему бездействию, опираясь на «философию жертвы», либо какое-то время пытаемся продолжать двигаться дальше словно «на ручнике», таща за собой неимоверный груз искаженного восприятия («я неудачник», «так быть не должно», «должно быть легко» и т.д.). Какое-то время «двигаться на ручнике» получится, конечно, но очень быстро сотрете тормозные колодки, в 10 раз сожгете больше топлива и сам процесс движения будет очень шумным и вонючим. Итогом всего этого «преодоления» станет скорее не достижение цели, остановка на «долгий ремонт» и усилившееся внутреннее убеждение в неспособности и никчемности.

Из практики психологического консультирования приводится такой пример: когда клиент, пришедший на терапию в первое время говорит, что не видит связи между его мыслями [B] о неприятной ситуации (часто потому что и не улавливает эти мысли) и его реакцией [С] (чувства гнева, отчаяния, тревоги), а настаивает на том, что именно активирующее событие главный виновник его неприятных чувств, тогда когнитивный терапевт (психолог) предлагает ему прямо в ту же минуту испытать любое чувство (радость, грусть, любовь, одиночество) без каких либо мыслей. Без мыслей не получается.

На первом этапе задача специалиста КПТ научить клиента улавливать свои когнитивные искажения (иррациональные мысли, ограничивающие установки и долженствования) и видеть со стороны тот вред, какой они оказывают на его жизнь. На это в арсенале специалиста КПТ есть специальные техники, упражнения, которые клиент впоследствии САМ выполняет по большей части дома между еженедельными встречами с терапевтом. И это не про волшебное преображение по щелчку пальца и «нашептывание бабки». Это про столкновение с малоприятным в себе, принятие своей ответственности за изменения к лучшему и каждодневный труд.

  • Поделиться: